ГлавнаяПроектыФотографияМатериалыКарта узлаО себе(версия для печати)

Геометрические форматы кадров

Домашняя видеоаппаратура, за редким исключением, предназначена для воспроизведения видеофильмов с пропорциями кадров 4×3. Перед создателями фильмов встает проблема: как обеспечить кинотеатральный просмотр на широком экране и одновременно видеопросмотр с традиционным форматом кадра? Ниже объясняется, каким образом производители решают эти проблемы.

Традиционный экран телевизора выводит изображение с пропорциями 4×3, но человек имеет 2 глаза, расположенных так, что их оптические оси лежат в горизонтальной плоскости относительно головы. Это означает, что с прямоугольной картины человек воспринимает больше информации по ширине, чем по высоте. Отсюда следует, что для большего удобства восприятия кинофильмов, намного лучше, если кадр изображения имеет более широкий формат. Условно широкоэкранный кадр обозначают как 16×9, но в действительности различают несколько видов широкоэкранных форматов: 1:1.77, 1:1.85, 1:2.2 (анаморфный), 1:2,35 (анаморфный).

При съемке на киноленте кадры имеют пропорцию 4×3, но оператор так выбирает план (с помощью прицельных рамок), чтобы лица героев преимущественно располагались в верхней части кадров. Далее, после монтажа, происходит формирование двух версий кинофильма: для проката в кино и для записи на другие видеоносители. Для проката в кино исходный кадр киноленты обрезается в верхней части при копировании с помощью оптического преобразования (шторки и линзы). Но для подготовки видеоверсии с форматом кадра 4×3 монтажным инженерам приходится решать очень трудоемкую задачу — выделение из исходных кадров областей с форматом 4×3. Этот процесс очень кропотливый, так как в разных сценах на переднем плане могут находиться различные объекты, и чтобы акцентировать внимание зрителя на нужный объект, приходится для каждой сцены задавать специфическое положение «рамки» кадра 4×3.

Чтобы лучше уяснить механизм формирования кадров различных форматов, рассмотрим пример. Ниже представлены: полный кадр кинофильма, широкоэкранный вариант для кинотеатра и кадр для видео.

В итоге, выделение кадров схематически можно изобразить следующим образом:

На данной схеме различными цветами показаны границы формируемых кадров. Как уже говорилось выше, рамка кадра 4×3 перемещается и изменяется в размерах в зависимости от характера сцены. На следующих примерах иллюстрируется работа монтажного инженера.


Ниже приведена таблица соответствия форматов кадра и разрешения цифрового видеопотока.

Формат кадраПропорцииMPEG-2MPEG-4 (DivX ;-)
4×3 (узкий экран)1:1.331440×1152 (HDTV, 1536×1152)
720×576 (DVD-9, PAL 768×576)
720×480 (DVD-9, NTSC сжимание до 640×480)
768×576
640×480
512×384
448×336
384×288
16×9 (широкий экран)1:1.771920×1080 (HDTV)
1024×576 (DVD-9, PAL)
512×288
 1:1.85720×480 (DVD-9, NTSC 720×390)592×320
 1:2.2720×576 (DVD-9, PAL 1024×576 > 1024×464)704×320
640×288 ( 640x290)
528x240
 1:2.35720×576 (DVD-9, PAL 1024×576 > 1024×436)
720×480 (DVD-9, NTSC 720×304)
752×320
720×304
560×240 ( 564x240)

08 января 2001—10 марта 2001
Максим Проскурня
Источники: DVD «Terminator 2» Special Edition
Реклама от хост-провайдера
Коттеджи в Подмосковье
© 1997–2020 Axofiber, axofiber.ru, axofiber.info